Драный кот
Иногда у тебя просто нет выбора. Даже если ты чист как дождь, и твоя жизнь - лишь слюнявый поцелуй на стекле.
1953 год - Альфред Бестер "Человек без лица"
Это самый первый роман, которому была вручена литературная премия Хъюго в 1953 году. Поэтому я решила, что с ним стоит познакомиться.
Основа произведения - научно-фантастическая история, приправленная детективным соусом. Есть два основных действующих персонажа - молодой богатый бизнесмен Бен Рич и телепат-эспер Линк Пауэл. И на их напряженном противостоянии и построен сюжет. Сразу скажу, что для меня это одно из тех произведений, которые не являются историями на все времена. Здесь, к сожалению, когда читаешь, нужно делать скидку на год создания, а это для меня всегда минус. С другой стороны автор высказывает в книге очень интересные мысли, касательно вопросов психоанализа и его роли в развитии человечества. В том будущем, которое предлагает нам Бестер, ведущая роль за эсперами - людьми, обладающими телепатическими способностями. Они, в зависимости от своего уровня, могут либо просто читать мысли, либо уже воздействовать на психику, а в самом максимальном варианте развития сил и на саму душу человека, на то, что его делает личностью. Детективный сюжет меня не порадовал сложностью, потому что самая главная "тайна", которую в конце раскрывает Пауэл, становится мне понятна ещё в момент убийства, т.е. в первой половине романа! После преступления вся история сводится к сюжету сериала Коломбо, когда детектив твердо знает, кто убийца и старается найти доказательство этого.

Но по прочтении у меня остались неразрешенные вопросы:
1. Какого фига Рич был так одержим убийством дэ Куртэне? Не мог же автор это реально мотивировать подсознательным фрейдистским стремлением к мести? И это мы говорим про воротилу бизнеса, главу крупнейшей корпорации! Который, с одной стороны так переполнен бессмысленной какой-то жаждой убийства, что аж трясётся весь (ведь он и сам не понимает до конца почему ему так хочется убить), а с другой - хладнокровно рассчитывающий каждый свой шаг и каждое действие. Как-то не вяжется чёткий расчёт и буря эмоций. Вот я честно думала до самого конца, что у него раздвоение личности какое-то, шизофрения. Но говорится только о его Суперэго, которое в каких-то моментах действует, типа, само по себе и то совершенно по другой причине.
2. Почему Пауэл приходит к мысли, что Рич - это просто Антихрист какой-то? Он считает, что Рич - это демон и святой в одной упаковке и что, если ему дать волю он уничтожит "светлое будущее" человечества... Но почему он так думает? Где ответ на самый главный вопрос? Я вообще не поняла, чем Рич страшнее всех остальных? Скорее уничтожителя человечества следует искать среди эсперов, потому что они могут залезать в головы и творить что хотят, и не надо про всякие кодексы там и прочее! Всегда найдется паршивая овца ( что в романе и показано). Но нет - это Рич самый ужасный на свете.
Я бы поняла еще такую реакцию Пауэра, если бы он понял, что Бен Рич был непроснувшимся еще мощным телепатом, который может поработить всех людей. Ведь его сестра в итоге оказалась эпером...Но это мои личные домыслы, а не книжные факты, так что не считается :)

И самое интересное, как происходит наказание. Это так называемое Разрушение (и здесь становится понятно, что оригинальное название "Разрушенный человек" гораздо ближе к содержанию, чем версия в переводе), когда эсперы уничтожают личность человека и заново её воссоздают в той форме, в которой она им нужна. И не могу сказать, что это самое гуманное решение...

«Когда в Кингстонском госпитале человека подвергают Разрушению, то разрушают всю его психику. В результате серии осмотических инъекций разрушение начинается с самых верхних пластов сознания, корковых слоев, постепенно продвигаясь вглубь, размыкая все циклы, стирая все виды памяти, истребляя все накопленное психикой со дня рождения. И по мере того как пласт за пластом стирается мироощущение пациента, каждая клетка, возвращая свою долю энергии, превращает его тело во вздрагивающий клубок, в водоворот распада.Но не в этом боль, не в этом ужас Разрушения. Самое страшное состоит в том, что сознание не покидает человека, что, в то время как стирают душу, разум сознает свою медленную, движущуюся вспять смерть, сознает, что в конце концов тоже исчезнет, и ждет нового рождения, и прощается с жизнью, и скорбит на собственных нескончаемых похоронах.»

Очень мило, ага. И это ведь не антиутопия, заметьте!
И, когда мы сами наблюдаем воочию этот процесс, происходящий с главным героем, то, если честно, дрожь пробирает от этого ощущения ужасного одиночества и тщетных попыток избежать неотвратимо надвигающегося НИЧТО, избежать потери самого себя.

В итоге, в романе мне понравилась идея общества эсперов и очень интересное описание их способа общения. Не зря тут многие находят предпосылки киберпанка (интересный момент - анализом доказательств и вынесением вердикта занимается машина, обрабатывающая перфокарты).
Ну и вот эта мысль автора занятная: "В бесконечной Вселенной не существовало ничего неповторимого и нового. Странный случай, миг чудесный, поразительное совпадение событий, обстоятельств и взаимоотношений - все это уже не раз бывало на планете, оборачивающейся вокруг светила, Галактика которого девятикратно возрождалась заново каждые двести миллионов лет. В мире была радость. Радость придет вновь..."

Но в плане развития и раскрытия персонажей произведение не пришлось мне по вкусу: много нелогичных телодвижений героев (в основном у Рича) и штампов в решении проблем (взять хоть Барбару и Пауэла), характеры статичные и оттого однобокие.
И слишком много диалогов, практически, одни диалоги. Они, конечно, придают действию динамизм, но чтобы только через них передавать характеры, нужно, наверное, быть Тарантино :)
Короче, серединка на половинку.


1957 год - Роберт Хайнлайн "Двойная звезда" (Double Star)
Знакомясь по порядку с лауреатами литературной премии Хъюго, я с удовольствием прочла роман Роберта Хайнлайна "Двойная звезда", увидевший свет в далёком 1956 году. Однако, я ни на секунду не сомневалась, что творчество одного из "отцов-основателей" современной научной фантастики по-прежнему актуально.
Главный герой, от чьего лица и ведётся повествование, - это актёр Лоренцо Смит. В недалёком прошлом он был весьма известен, но на момент начала романа едва сводит концы с концами. И его отчаянное положение заставляет его принять таинственное предложение работы, из-за чего он и оказывается втянут в самый центр событий поистине галактического масштаба. Его основной задачей становится превратится в абсолютного двойника самого известного политика накануне важнейшего события, неудачный исход которого вполне может привести к началу межпланетной войны.
Мне понравилось, что автор меняет нашу точку зрения на главного героя вместе с остальными персонажами. Если в начале он кажется типичным актером с завышенным самомнением, то дальше мы всё больше имеем возможностей разглядеть в нём помимо действительно огромного таланта, ещё и просто незаурядного умного человека, для которого слова "честь" и "гордость" не пустой звук, способного принимать самостоятельно серьезные решения, когда ситуация того требует, не боясь брать ответственность на себя.
Хочу сказать, что в романе для меня присутствует абсолютно утопическая картина изображающая идеального политика Джона Джозефа Бонфорта. Он именно такой, каким должен быть человек, занимающий такую должность по определению. Под стать ему и команда, с которой он работает. Это люди безоговорочно ему доверяющие и искренне любящие его. А, как известно, именно свита делает короля. Неудивительно, что главный герой в процессе своего "превращения" всё больше проникался симпатией и самой личности Бонфорта и к его делам.
Один из основных вопросов, который у меня возник при прочтении книги - это как все-таки можно отказаться добровольно от своей личности, даже если того требует долг перед всем человечеством.
И автор устами Лоренцо отвечает на него в самом конце романа.
Не могу назвать "Двойную звезду" лучшим из того, что написано Хайнлайном, однако, это всё же добротно скроенная фантастика, в которой активные действия героя удачно чередуются с моментами его размышлений. В итоге, читается легко и не бездумно.
1958 год. -Фриц Лейбер "Необъятное время" (The Big Time)
"Три серых шлюшки для трех черных гусар, вот и все на что мы можем рассчитывать"

Необъятное время совсем небольшой роман по объему. Возможно поэтому Фриц Лейбер с читателем не церемонится и с первых абзацев погружает его в круговерть новых терминов и понятий вселенной Необъятного времени". Признаюсь, что меня это несколько первых глав ощутимо раздражало, пока я окончательно не разобралась что тут к чему.
Итак, повествование ведется от первого лица главной героини Греты Форзейн, которая практически с первых строк довольно буднично сообщает нам, что ей 29 лет, она не сказать что красотка, но довольно интересная женщина и по совместительству сотрудница Станции, которая располагается вне Времени и Пространства во время Войны Перемен. И да, прошло уже немало лет с тех пор как она умела в Чикаго во время нацистской оккупации. Во время Войны Перемен, длящейся уже не один миллион лет во всех возможных эпохах и временных отрезках, Грета и её товарищи по работе выступают на стороне Пауков. Противостоят Паукам Змеи, и в их масштабнейшую борьбу вовлечено, так или иначе, всё человечество плюс еще и обитатели других планет. Но осознанно в ней участвуют только так называемые "демоны" - это люди подобные Грете, которым были даровано понимать все происходящие изменения, словно бы проживая заново свои разные жизни, да еще и участвовать в них тем или иным образом. Обычных людей, либо не подходящих для вербовки, либо отказавшихся от предложения стать "демоном", Грета называет "зомби", потому что они вроде бы и не ощущают, что общая история и соответственно их личная постоянно изменяется, но в снах к ним приходят разрозненные отрывки событий и терзают их, потому что понять до конца, что происходит "зомби" не способны.
"Вас никогда не тревожило, что ваша память не совсем одинаково воспроизводит картинки прошлого - сегодня вы вспоминаете одно, а завтра другое? У вас не возникало ощущения, что вы сами меняетесь под воздействием сил, находящихся вне вашего понимания или контроля? Или что внезапная угроза смерти возникает непонятно откуда? Вас никогда не пугали призраки, - нет, не из книжек с ужасами, - а миллионы существ, которые некогда были столь реальны и столь могущественны, что их трудно представить себе мирно покоящимися в небытии? Вы никогда не задумывались об этих существах - можете назвать их дьяволами или демонами - о духах, способных бродить по пространству и времени, сквозь раскаленные сердцевины звёзд и в ледяной стуже межгалактического пространства? Не приходило ли вам в голову, что, быть может вся Вселенная - это безумный спутанный сон? И если что-то такое вы ощущали - значит, кое-что представляете о Войне Перемен."
Я пришла к выводу, что до конца никто из героев так и не представляет какие же все-таки такие "великие" цели преследуют Пауки и Змеи, заставляющие людей вновь и вновь умирать во всё новых военных конфликтах, возникающих от седой древности до далёкого будущего. Однако вновь и вновь Солдаты-демоны вмешиваются в ход мировой истории, меняя её. Поэтому-то и Петербург во время Второй Мирой еще царский, а нацисты победили и оккупировали большую часть мира. Но это только один из вариантов, который может поменяться в одночасье. Неудивительно, что человеческая психика Солдат не слишком долго выносит подобное и их отправляют на реабилитацию на одну из Станций. И тут-то в дело вступают Грета и её товарищи. Потому что они Развлекатели. И их прямая обязанность принять любого Солдата невзирая на то, хороший он или плохой в их глазах, и привести любым способом вновь в боеспособное состояние. Как по мне так это бордель, весёлый дом, названий у таких заведений много.
Завязкой является диверсия в результате которой Станция с её обитателями и их гостями оказывается абсолютно изолирована от потока времени. Герои начинают выяснять кто же виновник и чего он хочет. И тут действие приобретает очень театральный и камерный характер. Всё, по сути, происходит в одной комнате. В ходе взаимодействия персонажей, из их диалогов и монологов, мы выясняем обстоятельства при которых они стали "демонами" и то, как они относятся собственно к Войне Перемен.
Для меня "Бесконечное время" - это печальная история о всеобщем человеческом идиотизме в бесконечно повторяющейся его версии. О том, что война для многих - наркотик. И что нет у неё никакой Цели с большой буквы Цэ. А люди просто либо с удовольствием в ней участвуют, ощущая небывалую Власть, либо просто закрывают глаза на происходящее как "зомби" или как Грета и её сослуживцы, потому что идеалистов, которые хотят все это прекратить во имя чего-то светлого (Любви, например) мал, да и они просто кажутся всем смешными.
Мне понравился мгмент в котором инопланетянин довольно пафосно объясняет Грете, что всё происходящее не бессмысленные разрушения, а ничто иное как эволюция, вершиной которой являются они,"демоны". На что ей приходит в голову только одна краткая мысль, очень хорошо описывающая всё их существование.
Роман сложный для восприятия из-за довольно сумбурного развития сюжета, не столько фантастический сколько философский. Я его воспринимаю всё-таки как антивоенный, всё-таки с момента окончания Второй Мировой до его создания прошло всего 13 лет. Наверное, если копнуть глубже, то откроются какие-то его новые пласты. Но мне, откровенно говоря, этого делать вообще не хочется, есть в литературе более достойные этого кандидаты.
запись создана: 14.09.2016 в 18:37

@темы: премия хъюго, книги, искусство, !!чтение может стать причиной развития мозга!!