Иногда у тебя просто нет выбора. Даже если ты чист как дождь, и твоя жизнь - лишь слюнявый поцелуй на стекле.
Обед по случаю именин Наташи в самом разгаре. Приехала наконец-то знаменитая старая княгиня Марья Дмитриевна Ахросимова, славящаяся своей прямолинейностью, граничащей с грубостью. Этакая притча во языцех. Приехала. Назвала Наташу козаком и подарила ей янтарные серьги. Потом было "кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста". Ели, пили, пили, ели. Пьер больше всех, наверное, так как был смущен и мало говорил. Говорили в основном о войне. Но, естественно, ничего дельного.
Вере нравится Берг. Он ей под стать. Такой же неприятный при внешнем благообразии. Говорить может только о себе, зато долго и пространно).
Николя сидит рядом с Жюли, а Соня отчаянно ревнует.
В общем и целом все эти аристократы неприятны мне. Толстой выделил здесь, помимо прочих, Шиншина. Это брат графини. В речи своей перемежает " самые простые народные русские выражения с изысканными французскими фразами" и думает, что это офигеть как круто. В московских гостиных его называют "злой язык".
После мороженного все пошли музицировать, а Соня побежала рыдать на сундук, потому что, как выяснилось, мерзопакастная Вера нашла у нее листок со стихами Николя, отчитала и пригрозила, что все раскажет об их отношениях матери, а та уж точно не позволит им быть вместе. Наташа ее утешает.
А у Николя все мысли заняты его предстоящими героическими победами над Наполеоном.
Важным мне показалось, что здесь пусть и мимоходом происходит встреча Наташи с Пьером. Наташа на тот момент думает, что влюблена в Бориса, а Пьер думает... а черт его знает о чем он там думает, стесняется, очевидно и чувствует себя не в своей тарелке. Он, кстати, все время "толстый" и "неловкий". Это его эпитеты)
Однако же уже сейчас говорится о появлении некоей симпатии Пьера к Наташе, и, возможно, Наташи к Пьеру.
" Наташа, сидевшая против него (Пьера), глядела на Бориса, как глядят девочки лет тринадцати на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему."
Мне понравился переход к графу Безухову. "В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез <... > с графом Безуховым сделался шестой уже удар." Мда. Контраст - великая вещь!) И вот это "шестой англез" - "шестой удар" - здорово просто! Так подчеркивает собственно отношение к умирающему. Не конкретно тех, кто празднует у Ростовых. А вообще людей его окружающих. Никто его, наверное, и не любил из них...
Так вот граф умирает (шестой удар - это вам не хухры-мухры!), а вся родня исходит на .... беспокоится, в общем, кому же денежки-то достанутся? Шутка ли - самое большое состояние в России! Все склоняются к мысли, что наследник - Пьер. Поэтому, наверное, князь Василий (а он аж похудел от таких волнений) на отчаянный разговор со старшей княжной Каретиной, чтобы убедить ее намеками и экивоками, что нужно выкрасть завещание, так как Пьер стопудово получит все, а они ничего. И называет ее так забавно - Катиш. Это на франзузский манер, наверное)
У Катиш эпитет - "неестествеенно длинная талия". Она дура-дурой, но сообразила все-таки к чему дело идет, и что то, что она злобная овца, ей очков совсем не прибавляет в деле получения наследства. Была проведена попытка кражи завещания, лежавшего в портфеле под подушкой больного, но вмешалась Анна Михайловна (та самая вдова с "исплаканным лицом", которая глотку перегрызет, но выбьет деньги для своего Бориса). Она справедливо рассудила на чьей стороне ей быть (Пьер с ее сыной вроде как зазнакомились) и взяла шефтсво над тюфячным толстяком. Он, к слову сказать, вел себя так, будто вообще не понимает, что он тут делает и что за дела вообще. Ощущение было, что маленько дебиловатый парень. Но это наверное от того, что ему одному не было нужно ничего от графа, который был его отцом, но которого он как следует и не знал. И что делат Бескорысный он, этот Пьер.
Здесь мне особенно понравились следующие моменты:
1) Пьер, помогающий умирающему перевернуться. Здесь впервые за все время в нем просыпается чувство.
" В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот вззгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая-то другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, и на лице его явилась, так не шедшая к его чертам, слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. неожиданно, при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрагание в груди, щипание в носу, и слезызатуманили его зрение. Больного перевернули на бок к стене. Он вздохнул.
- Он забылся, -сказала Анна Михайловна, заметив приходившую на смену княжну. - Пойдем.
Пьер вышел."
Он единственный из всех, кому было жаль самого графа, а не потерянные деньги.
2) История с отбиранием портфеля с бумагами у княжны Катиш Анной Михайловной у самых дверей умирающего. Сцена на пару страниц, но очень показательная))))
То, что Пьер стал наследником мы узнаем из письма Жюли к ее подруге княжне Марье Болконской.
Вере нравится Берг. Он ей под стать. Такой же неприятный при внешнем благообразии. Говорить может только о себе, зато долго и пространно).
Николя сидит рядом с Жюли, а Соня отчаянно ревнует.
В общем и целом все эти аристократы неприятны мне. Толстой выделил здесь, помимо прочих, Шиншина. Это брат графини. В речи своей перемежает " самые простые народные русские выражения с изысканными французскими фразами" и думает, что это офигеть как круто. В московских гостиных его называют "злой язык".
После мороженного все пошли музицировать, а Соня побежала рыдать на сундук, потому что, как выяснилось, мерзопакастная Вера нашла у нее листок со стихами Николя, отчитала и пригрозила, что все раскажет об их отношениях матери, а та уж точно не позволит им быть вместе. Наташа ее утешает.
А у Николя все мысли заняты его предстоящими героическими победами над Наполеоном.
Важным мне показалось, что здесь пусть и мимоходом происходит встреча Наташи с Пьером. Наташа на тот момент думает, что влюблена в Бориса, а Пьер думает... а черт его знает о чем он там думает, стесняется, очевидно и чувствует себя не в своей тарелке. Он, кстати, все время "толстый" и "неловкий". Это его эпитеты)
Однако же уже сейчас говорится о появлении некоей симпатии Пьера к Наташе, и, возможно, Наташи к Пьеру.
" Наташа, сидевшая против него (Пьера), глядела на Бориса, как глядят девочки лет тринадцати на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему."
Мне понравился переход к графу Безухову. "В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез <... > с графом Безуховым сделался шестой уже удар." Мда. Контраст - великая вещь!) И вот это "шестой англез" - "шестой удар" - здорово просто! Так подчеркивает собственно отношение к умирающему. Не конкретно тех, кто празднует у Ростовых. А вообще людей его окружающих. Никто его, наверное, и не любил из них...
Так вот граф умирает (шестой удар - это вам не хухры-мухры!), а вся родня исходит на .... беспокоится, в общем, кому же денежки-то достанутся? Шутка ли - самое большое состояние в России! Все склоняются к мысли, что наследник - Пьер. Поэтому, наверное, князь Василий (а он аж похудел от таких волнений) на отчаянный разговор со старшей княжной Каретиной, чтобы убедить ее намеками и экивоками, что нужно выкрасть завещание, так как Пьер стопудово получит все, а они ничего. И называет ее так забавно - Катиш. Это на франзузский манер, наверное)
У Катиш эпитет - "неестествеенно длинная талия". Она дура-дурой, но сообразила все-таки к чему дело идет, и что то, что она злобная овца, ей очков совсем не прибавляет в деле получения наследства. Была проведена попытка кражи завещания, лежавшего в портфеле под подушкой больного, но вмешалась Анна Михайловна (та самая вдова с "исплаканным лицом", которая глотку перегрызет, но выбьет деньги для своего Бориса). Она справедливо рассудила на чьей стороне ей быть (Пьер с ее сыной вроде как зазнакомились) и взяла шефтсво над тюфячным толстяком. Он, к слову сказать, вел себя так, будто вообще не понимает, что он тут делает и что за дела вообще. Ощущение было, что маленько дебиловатый парень. Но это наверное от того, что ему одному не было нужно ничего от графа, который был его отцом, но которого он как следует и не знал. И что делат Бескорысный он, этот Пьер.
Здесь мне особенно понравились следующие моменты:
1) Пьер, помогающий умирающему перевернуться. Здесь впервые за все время в нем просыпается чувство.
" В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот вззгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая-то другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, и на лице его явилась, так не шедшая к его чертам, слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. неожиданно, при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрагание в груди, щипание в носу, и слезызатуманили его зрение. Больного перевернули на бок к стене. Он вздохнул.
- Он забылся, -сказала Анна Михайловна, заметив приходившую на смену княжну. - Пойдем.
Пьер вышел."
Он единственный из всех, кому было жаль самого графа, а не потерянные деньги.
2) История с отбиранием портфеля с бумагами у княжны Катиш Анной Михайловной у самых дверей умирающего. Сцена на пару страниц, но очень показательная))))
То, что Пьер стал наследником мы узнаем из письма Жюли к ее подруге княжне Марье Болконской.